Тенденции онлайн продаж в России в 2023 году
Онлайн торговля набирает стремительные обороты в стране. За последние 3 года объем интернет-продаж в России вырос с 28 среднегодовых до 33 процентов и продолжает расти ежегодно. Большим скачком для развития стала самоизоляция в 2020 году в связи с пандемией COVID-19. Что интересно, тогда за покупками на маркетплейсы пришли люди старшего возраста (от 55 лет), которые остались активными покупателями даже после снятия ограничений.
Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли, продажи на интернет-площадках за январь-июнь 2023 года увеличились на 20% в сравнении с тем же периодом 2022 года и составили 2,7 трлн рублей. Их доля в общем объеме розничных продаж в стране составляет 12,7%. И более 97,2% от общего объема — это продажи на российских электронных торговых площадках.
Интернет-покупки на трансграничном рынке сократилась с 4,5% в 2022 году до 2,8% в первом полугодии 2023 года. Данную статистику подтверждает и отчет Почты России, которая подсчитала, что в первом полугодии текущего года количество почтовых отправлений, поступивших в РФ от зарубежных интернет-магазинов, снизилось на 9% (54,6 млн штук). Самое значительное падение, более 50%, пришлось на EMS-отправления.
Среди прочих факторов, негативно повлиявших на объемы иностранных отправлений, Почта России называет такой, как ускоренное развитие отечественных интернет-магазинов, в том числе улучшение качества услуг и расширение ассортимента. Так, интерес россиян уменьшился даже к китайским площадкам, потому что небольшая разница в цене уже не компенсирует долгого ожидания товара.
Распределение доли от общих продаж по регионам В 2023 году изменения коснулись также рейтинга топ-10 регионов России по продажам в сравнении с 2022 годом. Хоть тройка лидеров и осталась без изменений, но их показатели снизились:
- Москва, как и всегда, возглавила рейтинг, но в объеме продаж ее доля снизилась до 18,4% (20,4% в первом полугодии 2022 года);
- Московская область — 9,2% (10,7% в первом полугодии 2022 года);
- Санкт-Петербург — 6,2% (7,3% в первом полугодии 2022 года).
А вот почти во всех остальных регионах десятки лидеров доля от общего объема онлайн-продаж увеличилась в сравнении с первой половиной 2022 года:
- Краснодарский край — 4,9% (4,4%);
- Ростовская область — 2,9% (2,5%);
- Свердловская область — 2,6% (без изменений);
- Самарская область и республика Татарстан — 2,0% (увеличились показатели Татарстана);
- Нижегородская область — 2,2% (2,1%);
- Красноярский край — единственный регион, уменьшивший свою долю от общего количества продаж, — 1,8 % (2,1%).
На данные регионы приходится 52% от общего числа интернет-заказов в России.